Путин предложил вернуться к специалитету при подготовке преподавателей русского языка

Путин предложил вернуться к специалитету при подготовке преподавателей русского языка

Владимир Путин
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Москва. 5 ноября. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин усомнился в необходимости разделения подготовки преподавателей русского языка на бакалавриат и магистратуру.

«По таким специальностям, как «русский язык», это эффективно — делить на бакалавриат и магистратуру? Что это дает? Бакалавриат преподает только в младших классах, а магистратура дает право преподавать до десятого-одиннадцатого?» — сказал он на совещании президентского Совета по русскому языку.

«Что это дает? Это просто модная голая схема или в этом есть какой-то смысл, в сохранении этого порядка подготовки специалистов, в данном случае по русскому языку — бакалавриат и магистратура? Или, действительно, возродить прежнюю систему? Готовить пять лет и давать полноценное образование, чтобы человек сразу мог пойти и преподавать в школу», — продолжил Путин.

Президент признался, что у него нет окончательного мнения по этому вопросу.

Вместе с тем, он назвал разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру подходящим для ряда специальностей.

«Когда готовят в области кибернетики, чего-то еще, технические (специальности). Довели до какого-то уровня. Эти знания могут быть применены на практике, в жизни, на предприятиях, в наших крупных компаниях. Потом следующий шаг — магистратура. Там еще больше знаний», — пояснил он.

Как отметил президент, «я понимаю — физика, математика — там люди могут быть хорошо подготовлены, и им нужно только дать дополнительные знания в области педагогики». «Но русский язык — это другая история», — считает Путин.

Он обратил внимание на медицину, где применяется схема «освободить койку, чтобы в большем объеме оказывать амбулаторную помощь». «Но там высчитают конкретные мероприятия, которые нужно провести амбулаторно, чтобы закрыть проблемы, которые раньше решались на койке. Там конкретно прописано, что можно и нужно сделать. (…) Да, такое просчитать можно. А вот применимо это к русскому языку? Об этом речь», — сказал Путин.

Он обратился к специалистам в области русского языка с просьбой: «Могут ли специалисты сказать, что с помощью цифровизации за четыре года человеку можно дать такие знания, которые раньше он получал за пять лет, и это будет полноценный специалист?». «Но тогда бакалавриат должен давать возможность работать в полном объеме преподавателем до 10 класса», — подчеркнул президент.

Коллеги разошлись во мнениях

Выступавший после этого замечания президента директор Центра коммуникативных компетенций СПБГУ Сергей Кузнецов категорически высказался за возвращение в университеты пятилетнего образования по специальности «преподаватель русского языка».

Министр просвещения Ольга Васильева также сообщила, что давно является сторонницей возвращения к специалитету при подготовке учителей. Она усомнилась, что и в точных науках для преподавания в школе студенту хватит степени бакалавра: «Я допускаю, что физики… Хотя это тоже, наверное, дичь, когда физики приходят в школу после бакалавриата по физике, куда он пойдет, или математик приходит в школу после бакалавриата по математике».

Васильева вспомнила также свой опыт работы в администрации президента: «Я могу сказать, что даже в администрацию президента с бакалавриата не на все должности берут, чтобы было понятно, не считая, что это в полном смысле законченное образование».

«Поэтому если бы была бы возможность — это моя мечта — чтобы вернуть специалитет на педагогические специальности, особенно гуманитарные. Их не так много на самом деле. Потому что учителя школьные — все-таки (им) бакалавриата не достаточно», — заявила Васильева. Министр добавила, что в настоящее время педагогу-бакалавру очень сложно найти место в школе.

Глава Минобрнауки не согласился с мнением своей коллеги по правительству. Он считает, что бакалавриат, учитывая возрастающую роль цифровизации, обеспечивает достаточный уровень образования для работы в школе. Он напомнил, что в настоящее время двумя министерствами подготовлен законопроект, который даёт возможность преподавать в школе специалистам без педагогического образования.

«Для того, чтобы процесс образования был более практико-ориентирован, вместе с министерством просвещения подготовили соответствующие законодательные инициативы. Они уже в Государственной думе обсуждаются. Чтобы допускать до работы в школе специалистов, которые не имеют напрямую педагогического образования, но имеют необходимые компетенции», — сказал Котюков.

По его словам, эта инициатива «как можно быстрее» поможет решить проблему нехватки в школах учителей по точным наукам.

Бакалавриат предполагает обучение в вузе в течение четырех лет, затем студент может перейти в магистратуру, программа которой рассчитана еще на два года. Специалистов готовят по пятилетней программе обучения.

Источник